Category: история

«Знамение» Павловская икона Божией Матери (+1711)


«Знамение» Павловская икона Божией Матери – чудотворный образ был обретен в 1696 году среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам в 1711 году икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости, позднее переименованной в Павловск (ныне город Воронежской области).
В XVIII веке был установлен обычай «носить образ по домам жителей крепости и окрестностей для совершения пред ним молебнов». Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 километрах от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по императору Петру I.


Collapse )

«Живоносный источник» Акатовская икона Божией Матери


«Живоносный источник» Акатовская икона Божией Матери - чудотворный образ. V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457).


Collapse )

160 воронежских новых мучеников (+1918-1920) и страдальцы 1930 годов

Первые мученики Христовы обагрили своею честною кровью Воронежскую землю уже через считанные месяцы после октябрьского переворота 1917 года. 8 февраля 1918 года в Воронеже в ответ на издание декрета об отделении Церкви от государства по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова), будущего священномученика, был организован многотысячный крестный ход. Процессия, вышедшая с молитвенным пением, из Митрофановского монастыря, была встречена пулеметным огнем. На мостовой остались десятки убитых и раненых. Как вспоминал впоследствии Чернышов, член Воронежского Исполкома возглавивший расправу: "Я сделал распоряжение процессию ликвидировать. Солдаты разнесли толпу... Были убитые и раненые, в том и среди духовенства... несколько человек арестовано... В ту ночь по решению комитета мы расстреляли арестованных, в том числе и священнослужителей". По разным сведениям с 1918 по 1920 год в Воронежской епархии было замучено одних священнослужителей около 160 человек. Их память Русская Православная Церковь зарубежом совершает 27 декабря (9 января) в день мученической кончины священнимученика Тихона (Никанорова) архиепископа Воронежского и Задонского (+1920).


Collapse )

Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский (+1950)


Святитель Серафим (Соболев) архиепископ Богучарский (в миру, Николай Борисович) родился в Рязани 1 декабря 1881 г. в многодетной благочестивой семье. Начальное образование будущий владыка получил в церковно-приходской школе. После окончания Рязанской семинарии, в 1904 г. он поступил в Петербургскую Духовную Академию. На последнем году обучения, 26 января 1908 г., епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского, а 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после окончания Академии назначен преподавателем пастырского училища в г. Житомир, но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя духовного училища в Калуге. Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами. В 1911 г. назначен инспектором Костромской семинарии, а на следующий год - ректором Воронежской семинарии и возведен в сан архимандрита.


Collapse )

Святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский исповедник (+1928)


Святитель Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский исповедник (в миру Александр ), родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего святителя жизнью своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.
О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так: «Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали привитым ему в семье традициям церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть эти сомнения, и в 1877 году он поступил в Московскую Духовную Академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, которым всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.
В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Академию со степенью кандидата богословия. Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Раненбургское Духовное училище Рязанской епархии (ныне город Чаплыгин, в составе Липецкой епархии), а 7 декабря 1882 года его назначили помощником смотрителя Скопинского Духовного училища.


Collapse )

Святитель Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец (+1846)


Святитель Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец (в миру, Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка - 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых). Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.


Collapse )

Священномученик Уар (Шмарин) епископ Липецкий (+1938)


Священномученик Уар (Шмарин) епископ Липецкий (в миру Петр Алексеевич) родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. У них было тринадцать детей, но до взрослого возраста дожили только Петр и его сестра. Отец умер рано, и Марфе Филатьевне одной пришлось растить и воспитывать детей. Петр с шести лет помогал матери по хозяйству. Первым его делом было пасти гусей.
В храме села Ново-Ситовка служил молодой священник; его жена была дочерью священника того же прихода, который после рукоположения зятя на этот приход ушел по старости и нездоровью за штат, оставшись жить в том же селе. Этот священник стал присматриваться к сыну вдовы и, найдя его не по возрасту развитым, посоветовал Марфе Филатьевне отдать его осенью в школу. Та возразила, что в школу ему нечего надеть. Священник взял все расходы по образованию мальчика на себя, и Петр благополучно окончил четырехгодичную сельскую школу, причем по всем предметам неизменно имел отличные оценки.


Collapse )

Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева.
В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея.
В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.


Collapse )

Священномученик Иоанн Алешковский



Священномученик Иоанн Алешковский родился 13 февраля 1888 года в селе Новое Ракитино Лебедянского уезда Воронежской губернии (ныне Липецкая епархия) в семье священника Григория Алешковского. Окончив в 1909 году Духовную семинарию, он был рукоположен в сан диакона. В 1915 году Иван Григорьевич был рукоположен в сан священника и направлен в один из приходов в Финляндии, где прослужил до 1918 года, а после отделения Финляндии от России вернулся на родину. Впервые он был арестован в 1929 году, но вскоре освобожден. В том же году у него был отобран дом и все имущество за неуплату налогов.
В тридцатых годах отец Иоанн служил в Никольском храме в селе Малышево Раменского района Московской области.

Collapse )

Преподобномученица Пелагия (Жидко) (†1944)

Пелагия (Жидко) мон., прмч. (Пелагея Степановна): †1944; Ин. 13 ║ Новомуч., Казах. – родилась в 1897году в селе Кучеряевка Бутурлинского уезда Воронежской губернии; до ареста проживала в Бутурлиновке; 15 января 1937 года Особым Совещанием при колле-гии УНКВД по Воронежской области приговорена к 10 годам ис-правительно-трудовых лагерей; с 16 января 1942 года отбывала на-казание в Карлаге НКВД Карагандинской области Казахстанской ССР, потеряла зрение; 26 июня 1944 года скончалась на участке Джартас Карлага от миокардита; место погребения неизвестно; прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 года.