?

Log in

No account? Create an account

sobor_voronezh


О Соборе Воронежских святых


Previous Entry Share Next Entry
Житие преподобного Сергия (Сребрянского), архимандрита Тверского, исповедника (†1948)
sobor_voronezh
Преподобноисповедник Сергий, архимандрит Тверской (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников, Митрофан Васильевич закончил Духовную семинарию, однако не стал сразу священником, а поступил в Варшавский ветеринарный институт. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме села Владычня Тверской губернии. 29 января 1893 года они обвенчались.


В Варшаве Митрофан Васильевич вновь стал размышлять о правильности выбора своего пути. В душе было пламенное желание служить людям, но достаточно ли ограничиться внешним служением, стать специалистом и помогать народу, крестьянам, всего лишь в ведении хозяйства. Душа молодого человека ощущала неполноту такого рода служения, и он решил вступить на поприще служения священнического.
2 марта 1893 года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана Васильевича в сан диакона. 20 марта 1894 года епископ Острогожский Владимир (Соколовский) рукоположил его в сан пресвитера, с назначением полковым священником 47-го драгунского Татарского полка.
15 января 1896 года отец Митрофан был назначен в Двинский военно-крепостной собор, а 1 сентября вступил в должность законоучителя Двинской начальной школы. В сентябре следующего года священник был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Великая княгиня Елисавета Феодоровна.
В Орле отец Митрофан всего себя отдал служению Богу и духовной помощи пастве. Он был утешителем для многих и прекрасным проповедником. Паства потянулась к искреннему и ревностному пастырю. Создался крепкий приход, и это позволило ему приняться за трудное дело постройки храма, которое он с успехом осуществил. Он создал в приходе библиотеку и школу. Все получаемые от благотворителей средства отец Митрофан жертвовал на храм, школу и библиотеку. В 1900 году он был награжден золотым наперсным крестом.
Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах присутствовал и будущий подвижник. Здесь он был представлен Великой княгине Елисавете Феодоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
В 1904 году началась русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. У священника не было ни тени сомнений, ни помыслов уклониться от исполнения своего долга. Везде, где представлялась возможность, он со своими помощниками ставил походную церковь и служил. Вместе с полком участвовал в сражениях, на поле боя под огнем неприятеля совершал богослужения, напутствовал раненых и погребал убитых. Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который после войны вышел отдельной книгой. Дневник дает полное представление о нем как о смиренном пастыре, верном своему священническому долгу.
15 марта 1905 года отец Митрофан как опытный пастырь и духовник был назначен благочинным 61-й пехотной дивизии и в этой должности прослужил до окончания войны. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 года был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте.
В 1908 году великая княгиня, преподобномученица Елизавета, усиленно трудилась над проектом по созданию Марфо-Мариинской обители. Предложения по устроению обители были поданы от нескольких лиц. Подал свой проект и отец Митрофан; его проект настолько пришелся по душе великой княгине, что именно его она положила в основу устроения обители. Для его осуществления она пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма в обители.
Отец Митрофан подал прошение о переводе в обитель и 17 сентября 1908 года был назначен настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынкеи духовником обители.
Преподобномученица Елисавета в переезде отца Митрофана в только еще устрояемую обитель видела знак особого благоволения Божия.
Отец Митрофан, поселившись в обители, сразу же принялся за дело устроения полноценной духовной жизни во вверенной его попечению общине, отдавшись ему всей душой. Он часто служил, не жалея сил, наставляя тех, еще немногочисленных сестер, которые пришли жить в обитель.
Несмотря на трудности и новизну предпринятого дела, обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители отца Митрофана и сестер с успехом развивалась и расширялась. В 1914 году в ней было девяносто семь сестер, она имела больницу на двадцать две кровати, приют для девочек-сирот, воскресную школу, в которой обучалось семьдесят пять человек, библиотеку, столовую для бедных женщин, обремененных семьей и трудящихся на поденной работе.
2 октября 1916 года отец Митрофан был награжден митрой "за отлично-усердное служение Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного времени и полезную деятельность в Марфо-Мариинской обители"
Почти сразу после революции 1917 года был совершен набег вооруженных людей на Марфо-Мариинскую обитель, который Божией милостью закончился благополучно никто не пострадал из сестер обители. Однако вскоре великая княгиня была арестована. Незадолго перед арестом она передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи. Великая княгиня была увезена на Урал, в Алапаевск, где 5(18) июля 1918 года приняла мученическую кончину.
Много лет проживя в браке, отец Митрофан с супругой воспитали трех племянниц-сирот и желали иметь своих детей, но Господь не давал исполниться их желанию. Увидев в этом Божию волю, призывающую их к особому христианскому подвигу, они дали обет воздержания от супружеской жизни. Это было уже после переезда их в Марфо-Мариинскую обитель. Долгое время этот подвиг был для всех скрыт, но когда произошла революция и наступило время всеобщего разрушения и гонений на Православную Церковь, они решили принять монашеский постриг. Постриг был совершен по благословению святителя Тихона Патриарха Всероссийского, хорошо знавший отца Митрофана, в 1920 году. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга Владимировна - с именем Елизавета. Вскоре после этого Патриарх Тихон возвел отца Сергия в сан архимандрита.

В 1922 году безбожные власти произвели изъятие церковных ценностей из храмов. Многие священнослужители были арестованы, некоторые расстреляны. Хотя изъятие из храмов обители ценностей произошло без всяких эксцессов, и все же архимандрит Сергий прочел в храме послание Патриарха по поводу изъятия церковных ценностей из храмов, за что 23 марта 1923 года был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск.
Из ссылки в Москву архимандрит Сергий вернулся 27 февраля 1925 года, хотя ему разрешили совершать богослужения и произносить проповеди, при этом категорически запрещено было ему занимать какую бы то ни было, административную должность в приходе. Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель, но недолго пришлось архимандриту Сергию прослужить в обители.
В 1925 году власти приняли решение закрыть Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, а насельниц сослать. Часть здания была отобрана под поликлинику. По лживому доносу работников поликлиники 29 апреля 1925 года архимандрит Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 2 июля по ходатайству матушки Елисаветы и их друзей архимандрит Сергий был освобожден.
За то время, пока отец Сергий был в заключении, Марфо-Мариинская обитель была закрыта, а сестры арестованы. Некоторые из них были высланы относительно недалеко - в Тверскую область, но большинство сосланы в Казахстан и Среднюю Азию.
Отец Сергий и матушка Елизавета выехали в село Владычно Тверской области и поселились в доме, в котором когда-то жил отец матушки, протоиерей Владимир Исполатовский. Первое время архимандрит Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм, в котором стал служить с 1927 года.
Сразу же по приезде, а еще более после того, как архимандрит Сергий стал служить во Владычне, его стали посещать многие из его духовных детей. Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни. Люди стали обращаться к нему за помощью, и некоторые по своей вере и молитвам праведника получали исцеления. Несмотря на пережитые узы и тяжелое время гонений, архимандрит Сергий продолжал подвизаться, как духовник и проповедник. Он использовал отпущенное ему время для научения в вере, поддержки и просвещения ближних.
По доносу недоброжелателей из числа селян архимандрит Сергий вскоре был вновь арестован. 7 апреля 1930 года Тройка ОГПУ приговорила архимандрита Сергия к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику было тогда шестьдесят лет, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел.
Архимандрита Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге в Архангельской области. Здесь жило много сосланного духовенства. Сюда к нему приехали монахиня Елисавета. Отец Сергий, монахиня Елизавета и Мария Петровна Заморина, одна из его духовных чад, жили в домике, как маленькая монастырская община. Отец Сергий, благодаря своей подвижнической жизни, вскоре стал известен как глубоко духовный старец, которому многие поверяли свои беды, в молитвенное предстательство которого верили.
Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу решили его освободить. В 1933 году архимандрит Сергий вернулся в Москву, где пробыл один день - простился с закрытой и разоренной обителью и выехал с монахиней Елизаветой в село Владычно, в котором он прожил глубоко подвижнической жизнь вплоть до смерти, прилежно окормляя своих духовных чад.
Во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Тверь, во Владычне расположилась советская воинская часть и предполагался здесь большой бой. Офицеры предлагали жителям уйти дальше от передовых позиций, кое-кто ушел, а архимандрит Сергий и монахини Елизавета и Милица (так звали в постриге Марию Петровну Заморину), остались. Почти каждый день над расположением воинской части летали немецкие самолеты, но ни разу ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. Это было отмечено и самими военными.Неожиданно часть была снята с позиции, так как бои развернулись на другом направлении, неподалеку от села Медного. Местные жители, очевидцы этих событий, приписывают чудесное избавление села от смертельной опасности молитвенному предстательству преподобного исповедника Сергия.
За исповеднический подвиг, праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил архимандрита Сергия дарами прозорливости и исцеления. Непрекращающейся вереницей шли к преподобному Сергию люди за духовным советом, молитвой и исцелением. Практически все получали по молитвам старца великое утешение.
23 марта (5 апреля) 1948 года блаженный подвижник Сергий мирно отошел ко Господу. После кончины архимандрита Сергия почитание его как подвижника и молитвенника не только не уменьшилось, но со временем еще более возрасло. Многие верующие приходили на могилу архимандрита Сергия помолиться, и получать духовное утешение и заступничество.
Прославил Господь Своего угодника преподобного Сергия исповедника вмести с великим сонмом Новомученников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II 28 ноября (11 декабря) были торжественно обретены нетленные останки преподобного Сергия исповедника. По указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) местом постоянного пребывания раки с честным мощами преподобного Сергия исповедника стал Воскресенский кафедральный собор города Твери. Через несколько месяцев в деревне Владычня на месте погребения преподобного был открыт скит Московской Марфо-Мариинской обители милосердия, духовником которой был преподобный Сергий. В 2001 году в скиту был построен и освящен деревянный храм во имя преподобного Сергия исповедника.
Попечением митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина), с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, 16 сентября 2006 года в город Воронеж была принесена икона с частицей мощей преподобного Сергия исповедника постоянным местом пребывания, которой, по благословению правящего архиерея Воронежской епархии, стал Успенский семинарский храм.
Память преподобного архимандрита Сергия исповедника и чудотворца празднуется дважды в год: 23 марта (ст. ст.) - день блаженной кончины подвижника; 28 ноября - день обретения честных его мощей.


Составитель чтец Константин Рева


Литература:

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Житие архимандрита Сергия (Сребрянского) // Журнал Московской Патриархии. М., 1999. №03. С. 39-55.
«Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться...» // Воронеж Православный №4 (113) 2008.
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) // Воронежский епархиальный вестник №12 (66-67) 2000 г.
Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский). // Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Книга третья. С. 549-603.
Прославленные святые (святители, преподобные и новомученники). Книга первая. Воронеж, изд. Воронежско-Липецкой епархии, 2003. С. 352-374.
Царев Сергий священник. Дыхание вечности. Слово в день памяти преподобноисповедника Сергия. // Воронеж Православный №1-2 (110-111) 2008

  • 1
Небольшое дополнение: св. Сергий был прославлен 19 сентября 1999 г. как местночтимый святой Тверской епархии, а Собор 2000 г. внес его имя в общецерковный календарь.

  • 1