?

Log in

No account? Create an account

sobor_voronezh


О Соборе Воронежских святых


Previous Entry Share Next Entry
Почему необходимо совершать память местных святых?
sobor_voronezh


Для большинства православных священнослужителей и мирян стало чем-то само собой разумеющимся, что церковных календарь содержит огромное количество имен святых. Практически каждый день церковного года посвящен памяти десятка святых, как древних, так и сравнительно новых, как вселенских, так и русских. Внося имя святого в общецерковный месяцеслов, Священный Синод благословляет богослужебное почитание конкретного угодника Божия во всех приходах Русской Церкви.
Постепенно количество общецерковных памятей, зафиксированных за каждым днем года, существенно превысило предельное число памятей, которое Богослужебный устав позволяет совершать ежедневно. Этот факт привел к тому, что стало невозможно совершать уставное богослужение всем без исключения святым, имена которых включены в общецерковный месяцеслов. В связи с этим, перед совершителями богослужения возникла проблема выбора из общего числа предлагаемых памятей святых, тех которые будут совершены, прочие же оставлены. Это явление является существенной проблемой, потому что Типикон не знает такого явления как абсолютное опущение памятей святых, которые значатся в месяцеслове. Устав предполагал возможность перенесения памяти на другой день, в случае не возможности ее совершения в означенное время, но никак не отмену памяти вообще, что ныне является неизбежным явлением.
Для выхода из возникшей ситуации еще в начале прошлого века в Русской Церкви стали предприниматься попытки по разработке единого подхода по избранию памятей святых для богослужебного употребления. Ясно, что основанием для избрания памятей должен быть не произвол совершителей богослужения, а конкретный набор ясных критериев, позволяющих одновременно сохранив свободу выбора памятей, подкрепить ее логикой Богослужебного устава. Одной из первых работ посвященной проблематике избрания богослужебных памятей стал труд священноисповедника Афанасия (Сахарова) епископа Ковроского, который посвящены рассмотрению соотношения памятей вселенских и русских святых:

Святитель Афанасий (Сахаров) епископ Ковровский "О соотношении памятей вселенским и русским святым" доклад председателя Богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде епископа Афанасия (Сахарова) и священника Павла Соколовского о соединении служб русским святым со службами святым вселенским;

Следующим шагом в рассмотрении данной проблематики стала публикация протоиерея Алексея Князева, посвященная границам полномочий настоятеля в богослужебных вопросах, среди которых особое место занимает избрание памятей святых.

Протоиерей Алексей Князев "Аще изволит настоятель" (о границах полномочий настоятеля в богослужебных вопросах);

Помимо обширного числа святых имена, которых были включены в общецерковный месяцеслов, существует целый ряд святых, почитание которых ограничено небольшой частью Церкви. Эти святые были прославлены как местночтимые в конкретно епархии или митрополичьего округа, и потому их имена еще не были включены в общецерковный календарь. Феномену местночтиным святых, и в особенности процессу их прославления, посвящена статья архимандрита Георгия (Тертышикова). Богослужебное почитание местночтимых святых это не только осуществление одного из существенных принципов Богослужебного устава (почитать святых в местах их подвигов), но и непременное условие на пути к общецерковной канонизации этих угодников Божиих.

Архимандрит Георгий (Тертышиков) "Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Церкви" (о местном или локальном почитании святых);

Проблема обширности общецерконого месяцеслова существенно усугубилась после общецерковного соборного прославления сонма новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименный список которых ныне составляет практически 2000 имен. Именно это явление существенно стимулировало создание соборных памятей епархиальных святых, которые во многом являются закономерным ответом на расширение месяцеслова и существенным шагом вперед в деле выработки единых критериев при избрании богослужебных памятей в каждой отдельно взятой епархии. Несмотря на то, что в с момента канонизации новомученников Российский прошло уже более 10 лет до сих пор раздаются голоса, тех кто ставит под сомнение подвиг страдальцев за веру ХХ столетия. Разбору основных доводов противников почитания новомучеников, в частности, и смысла подвига исповедников веры ХХ века, в целом, посвящен доклад доцент ПСТГУ священника Александра Мазырина на Межрегиональной историко-церковной конференции «Почитание новомучеников и исповедников Российских ХХ века», прошедшей в Липецке 5 мая 2011 года.

Священник Александр Мазырин "Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских".

Осознавая особое значение подвига святых страдальцев прошлого века Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2 февраял 2011 года принял официальный документ, который содержит практические указания для всей полноты Русской Церкви "по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших". Для укрепления памяти о новомучениках в нашем обществе, и, в ососбенности, среди верных чад Русской Православной Церкви, как пример стояния в вере, Соборный разум нашей Церкови призывал "умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников". Соборный документ содержит ряд приорететных мер, реализация которых позволит существенно расширить реальное почитание новых Российских мучеников ХХ века.

"О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших" Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011года

После возобновления евхаристического общения с Русской Православной Церковью заграницей в 2007 году возник ряд существенных сложностей, связанных с возможностью богослужебного почитания целого ряда новомучеников, прославленных РПЦЗ еще в 1981 году. Подробному рассмотрению данного вопроса посвящена статья священника Максима Плякина.

Священник Максим Плякин "Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ" (о сложных аспектах в отношении почитания святых прославленных в РПЦЗ до воссоединения с РПЦ МП);

Рассмотрению проблем связанных с обширностью месяцеслова и предложениям по преодолению данной ситуации, посвящен очерк чтеца Константина Ревы. В качестве наиболее приоритетного критерия при избрании богослужебных памятей предложен территориальный.

Чтец Константин Рева "О памяти местных святых" (соотношение памятей епархиальных, русских и вселенских святых);

На основании предложенного подхода были созданы практические рекомендации по выбору богослужебных памятей для приходов Русской Православной Церкви. В них особое место занимает тезис о преимущественном выборе памятей местных святых, в чем значительное содействие окажет изучение материалов, посвященных собору епархиальных святых.

Какие памяти святых совершать в первую очередь (кому служить обязательно, а кому по возможности)? практические рекомендации по выбору богослужебных памятей для приходов Русской Православной Церкви